- Туризм( детский и юношеский)
- — вид активного отдыха, одна из форм дополнительного образования детей. Т. способствует физическому воспитанию, восстановлению сил учащихся. Тесно связан с краеведением. В России детский и юношеский Т. появился в середине 19 в. в виде экскурсий и прогулок на природу. В начале 20 в. туристские походы являлись одной из активных форм работы со скаутами (см. Скаутизм).В 1918 при Наркомпросе РСФСР было организовано Центральное бюро школьных экскурсий в Москве (в 1921 реорганизовано в опытно-показательную базу Наркомпроса). Т. носил познавательный характер и знакомил учащихся с историей страны. В 1932 открылась Центральная экскурсионно- туристская станция Министерства просвещения РСФСР, затем республиканские и областные станции. В 30-е гг. Т. был ориентирован на организацию полезной общественной деятельности учащихся (например, поиск полезных ископаемых и др.). Наиболее массовые формы (многодневные походы, экспедиции и т.п.) Т. носил в 60-80-е гг. в рамках деятельности Всесоюзной пионерской организации и ВЛКСМ. С 1998 Центром детско-юношеского туризма Министерства образования РФ разработана программа туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество". Туристскую деятельность осуществляют св. 550 центров, станций юных туристов, туристских отделов домов (дворцов) детского творчества, туристских баз, школьных музеев.В зависимости от цели выделяют Т. познавательный (посещение исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей), спортивный (участие в различных соревнованиях по видам туристской техники), любительский (охота, рыболовство, отдых на природе). Осн. виды: пешеходный (с 12-13 лет; для детей младшего возраста организуются пешие прогулки и экскурсии протяжённостью 1-3,5 км), лыжный и водный (с 13-14 лет), горный (с 13 лет), велосипедный (с 14- 16 лет), спелеотуризм (походы по подземным пещерам, с 14-16 лет). Осн. формы туристской работы: экскурсии, прогулки, походы, экспедиции; кружковая работа (секции, клубы, общества), массовые мероприятия (слёты, соревнования) и пр. В зависимости от продолжительности и протяжённости маршрута различают походы 1-3-й (разрешены для школьных групп) и 1-5-й категорий сложности.Важнейшие условия - охрана здоровья детей и соблюдение техники безопасности и правил поведения во время похода. Педагоги и организаторы туристской работы несут полную ответственность за жизнь и воспитание детей во время туристского мероприятия. Важные условия успешного Т.: правильное определение маршрута с учётом возраста участников и природных особенностей, подбор оборудования, организация режима, питания, подготовка учащихся к походу (физическая закалка, обучение приёмам первой медицинской помощи и пр.). На подготовительном этапе учащиеся знакомятся с маршрутом, природой, историей и культурой края, который предстоит посетить, осваивают туристскую технику (умение поставить палатку, разжечь костёр и т.п.). Во время похода учащиеся часто ведут поисково-краеведческую работу, выполняют задания музеев, научных обществ и пр.Инструктивно-методическую помощь образовательным учреждениям оказывает Центр детско-юношеского туризма, с которым сотрудничают ведущие учёные и педагоги, органы образования, станции юных туристов и другие организации.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 293-294)См. также СкаутизмЧ518.1
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.